Нужно ли начислять налоги на 31 декабря?

Нужно ли начислять налоги на 31 декабря?
Просмотров: 93

Вопрос

Нужно 31.12.2019 начислить налоги или резерв на них? Если признаем расходы по налогам после сдачи отчетности, то будет ли это считаться СПОД? Есть ли какие-то разъяснения по этому вопросу?    

Ответ

А зачем вы начисляете налоги 31 декабря? Проводки по любым операциям отражаются в учете по факту их свершения на основании первичных документов (п. 3 Инструкции № 157н, п. 20, 21 Стандарта "Концептуальные основы..."). То есть начислять налоги надо в день, когда налоговый орган принял декларации. 
Резерв на уплату налогов прямо не предусмотрен в Стандарте "Резервы", но в общем-то нет и запрета на его создание. Поэтому вы можете создать такой резерв по правилам, которые вы должны установить в учетной политике, в том числе и дату его начисления. Если, например, установили дату начисления резерва 31 декабря, то это не событие после отчетной даты - начисляйте резерв обычной проводкой. То есть, это вполне плановое событие - из года в год вы обязаны будете начислять резерв, соблюдая собственные правила ведения бухучета. 
Если по каким-либо причинам вам срочно надо создать резерв, а на 31 декабря не было правил в учетной политике, давайте разбираться относится ли его начисление к событиям после отчетной даты. 
Согласно п. 6 Стандарта "Резервы" к СПОД относятся: 
- события, которые подтверждают условия деятельности учреждения на 1 января - подтверждающие события. Например, если подали документы на госрегистрацию в декабре, а она завершилась 9 января. Как видно, создание резерва задним числом не относится к таким событиям; 
- события, указывающие на обстоятельства, которые существенным образом повлияют на активы, обязательства и результаты деятельности учреждения - указывающие события. Отчасти можно отнести создание резерва к указывающим событиям, например, если сумма налогов действительно существенно повлияет на размер активов учреждения. 
Если решите отнести создание резерва к указывающим СПОД, вам надо обосновать свое решение: 
- либо прописать в учетной политике критерий существенности, например процент от величины активов. В этом случае вы вправе создать резерв, если предполагаемая сумма налогов соответствует этому критерию. Но имейте в виду, что в будущем вам придется создавать такие резервы под любые предполагаемые расходы, которые подпадают под этот критерий; 
- либо оформить документально профессиональное суждение бухгалтера о том, что обязательства по предстоящей уплате налогов существенны по своей величине. 

Онлайн-семинары для бухгалтеров госсектора